Тропарь на Великую Пятницу, глас 4
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Прот. Андрей Алексеев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами предстоим у Гроба, к которому может и должен прикоснуться каждый человек. Может прикоснуться не только устами, но и сердцем, потому что в эти дни испытания мы оказываемся один на один не только с нашими страстями, но и, поскольку мы уже чада Церкви, оказываемся вместе с Богом – один на один с возможностью эти страсти преодолеть. Ибо ни одного из нас Господь не оставляет брошенным без поддержки и помощи.
Сейчас во всех православных храмах на подобной гробнице лежит икона Спасителя, лежащего во Гробе. Это сейчас, в наше время мы знаем, что впереди – Великая Суббота, а потом вновь мир будет потрясен: вначале – ночным и утренним, а затем и многодневным – возгласом о Воскресении. А вот тогда, когда это происходило, состояние людей, переживавших все то, что совершилось, состояние верных Христу учеников и в первую очередь – состояние матери Его, Пречистой Девы, было ужаснейшим. Оно было невыносимым по-человечески, и если бы не Божественная поддержка, то невозможно было бы перенести всё, что тогда вмещала в себя земля и вся вселенная.
Сейчас, в эти дни, Господь предлагает христианину хотя бы в маленькой степени войти в некоторое состояние переживания. Но переживания не в поиске того, что запрещено Церковью и что практикуется в иных конфессиях, – того, что неизбежно ведёт к духовной болезни, прелести, когда человек ожидает чего-то сверхъестественного, и в этом ожидании может испытать силу дьявольского искушения. Речь идёт о переживании своей сопричастности тому, что происходит. Как бы страшно ни звучали эти слова, но здесь сейчас, в этом Гробе, на этом камне, лежит Тело Того Бога, Которого убили мы с вами.
Кому-то покажутся странным и страшными эти слова, и эти слова могут поразить неготового человека. Пришел в мир Тот, Который за нас Себя отдает на смерть, принимает всё то, что мы совершили в своей жизни, – и Он принимает на себя всю ту нечистоту, которую имели люди до Него, жившие при Нем и те, которые родятся затем, до самого Второго Пришествия, в этот мир. Это невозможно по-человечески перенести: страшную боль, нечеловеческую скорбь и муку, – вынести это мог только Богочеловек. Муку, на которую Он пошёл сознательно и ещё до творения человека, зная, чем всё завершится. И, увы, каждый из нас сопричастен этому убийству. Не только несчастный избранный Богом народ, предававший Его, гнавший Его, отвергавший Его, в большинстве своём не принимавший Его, – но и всякий человек в этом мире, который, отрекаясь от Бога каждый день совершая противное Божьим заповедям, предаёт своего Господа.
Когда мы остаемся один на один с осознанием своей виновности – это правильно, это справедливо, но как редко это бывает в нашей жизни! Чаще мы ищем оправдания; нередко виноваты, но думаем о себе, что мы лучше.
И вот в канун Пасхи, в преддверии дня Великой Субботы совершается событие в церковном календаре и Уставе, прописанное как «Чин выноса Плащаницы». Когда-то на позорном древе, находившемся вне пределов города – а именно там казнили отъявленных подлецов, мошенников, самых жутких преступников, – вот там, на задворках жизни, люди распяли своего Бога, не найдя Ему места ни в гостинице при рождении, ни в городе при предании Его на надругательства, оскорбление, оплевание и смерть.
Ни одному из стоящих здесь не удалось пройти достойно времени воздержания. Мы все явили так или иначе свое недостоинство. Но ведь Он нас прощает, и оттуда, из Гроба, благословляет каждого из нас. И сейчас, прикладываясь к этому образу, мы будем испрашивать Его благословения на дальнейший путь нашей жизни, который будет вмещать столько разного, свойственного нам с вами в нынешнем несовершенном состоянии. Но Он видит сердце каждого из стоящих здесь сегодня, отложивших свои земные заботы, принесших частичку своего сердца к этому Гробу, в знак веры своей и готовности, признавая свои ошибки, учится меняться и искать возможность исправиться – а именно это Ему и нужно. Ибо тогда дверь в наше сердце открывается и гроб нашего беззакония принимает в себя Его Божественность, и мы возвышаемся и обновляемся.
Здесь, перед нашим сердцем, сегодня лежит распятая нами Любовь, Которая сильнее смерти, и в Ней предлагается найти нам пример нашей христианской жизни. Аминь!