День Святой Троицы. Пятидесятница

Тропарь праздника

Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава Тебе.

 

Митрополит Филарет (Вознесенский)

«Когда-то великий святитель и учитель Церкви святитель Григорий Богослов, произнося свою вдохновенную беседу в Праздник Св. Троицы, начал ее словами: «Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение». И дальше в этой вдохновенной беседе он говорит: «Дух Святый бе присно, есть и будет, не бе начинаяй, не бе престаяй, Самоблагий, Источник благостыни, Свет и Света податель». Эти его прекрасные, глубокие и поэтически-красивые слова Св. Церковь взяла в содержание тех светлых, радостных, праздничных стихир, которые мы с вами вчера слышали здесь за всенощным бдением. Святителю Григорию Богослову принадлежат эти священные слова.

– Итак, мы с вами Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие.

Когда-то Господь Иисус Христос на Тайной Вечери сказал Своим ученикам о том, что Он от них уходит, и, видя их печаль, сказал им: «лучше для вас , если Я пойду, ибо, если Я не пошел бы сейчас (на Мои страдания), то Утешитель не пришел бы к вам, а если пойду , – сказал Господь, – то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).

Для нашего спасения необходимо было, чтобы не только снята была греховная вина с нас за наши грехи, но, в то же самое время, мы с вами были исцелены от той порчи, которая уже тысячи лет передается в нас от поколения к поколению…

Представьте себе мальчика, которому родители дали новый, нарядный костюм и сказали, чтобы он его берег. А он стал легкомысленно шалить, был небрежен и его запачкал и порвал. Увидел это, стыдно стало, побежал к родителям просить прощения. Добрые родители, простили, сняли с него вину. Но этого мало. Костюм надо поправить и вычистить. Так – и в деле спасения нашего. От греховной вины, от тяжести греховной освободил нас Господь наш Иисус Христос. Какой ценой – мы с вами знаем. Когда вы смотрите на изображение Его пречистых страстей, видите, как Он упал под Крестом, помните: этот Крест Его придавил своей тяжестью потому, что на Кресте висели все страшные грехи и беззакония наша: и мои, и твои, и всего человечества. И вот эта-то страшная тяжесть грехов как бы пригнула, придавила Спасителя нашего, измученного уже, истерзанного, окровавленного – придавила Его к земле. Не смог Он больше нести Своего Креста. Но сохранилось сказание, что, когда праведник Симон Киринейский подбежал к Кресту, чтобы поднять его и помочь Спасителю нести, то он и сдвинуть с места не мог этой страшной тяжести, и тогда Сам Господь Своею всемогущею силою помог ему поднять этот Крест. Страшна была его тяжесть, ибо на нем были все наши грехи, которые Господь пригвоздил ко Кресту – освободил и нас от них. Так – Его крестным подвигом мы освобождены от бремени тяжкого греховного.

Но этого мало. Грех человека изуродовал, исказил и загрязнил. Для того, чтобы его омыть, очистить, просветить и освятить и пришел Дух Святый «в видении огненных языков» (Деян. 2:3) на святых Его учеников и апостолов, и тогда – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5). И вот это преславное событие – сошествие животворящего, преблагого Утешителя Духа к людям – мы и празднуем ныне.

В одном из псалмов есть замечательное выражение (этот псалом всегда читается в конце шестопсалмия): «душа моя яко земля безводная Тебе» (Пс. 142:6). Представьте себе землю, в которую посажены добрые, плодородные семена. Но она засохла без влаги и потрескалась, и какие бы добрые семена ни были бы в ней посажены, они не взойдут, пока будет эта страшная засуха, пока земля засохла без влаги. И вот – «душа моя яко земля безводная к Тебе» – исповедуется человек устами псалмопевца Давида Богу всеблагому.

В душе человека есть добрые начала – остатки ведения истины, потому что Господь-Творец при творении щедро одарил человека всяким добром, и остатки этого добра и теперь есть в душе. Семена добра в ней есть, но они бесплодны, потому что «душа наша, яко земля безводная». Есть в ней жажда благочестия, но нет влаги благодатной – иссохла она, и добрые Семена остаются бесплодными.

Вот потому-то в этот день мы и молимся коленопреклоненно – молимся чудными, составленными свт. Василием Великим, молитвами о том, чтобы Господь в этот светлый праздничный день освятил, укрепил духовно и очистил нас. Без благодати Его Духа, без Его силы мы так и останемся безводной, засохшей и бесплодной землей.

Припомни, душа христианская, сколько раз ты обещала своему Богу исправление? Как будто бы были искренние, добрые намерения на исправление, на обновление жизни, а где оно? Все те же грехи, все те же страсти, все та же нечистота!

Вот потому-то и надо нам молиться Господу, особенно в этот светлый день Пятидесятый, чтобы Господь нас очистил, укрепил благодатью Духа Своего Святого. Когда она освятит наши души, то они, как земля, вначале безводная и бесплодная, но под действием орошающей влаги принесшая плоды, по благодати Божией, могут принести плоды новой жизни, но, повторяю, только тогда, когда благодать Духа Святого оживотворит их, как живительная влага засохшую землю.

Будем же во время чтения этих молитв молиться Господу от всей души, чтобы Господь помиловал нас и послал нам исправление и обновление жизни и твердую решимость стать на добрый христианский путь. Аминь.»