Совместная паломническая поездка воспитанников воскресной школы и прихожан в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

22 октября 2016 года прихожане храма св.мц.Татианы Римской в Люблино и воспитанники воскресной школы совершили паломническую поездку в город Боровск, в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

Пафнутьев Боровский монастырь – жемчужина старинного города Боровска, которому более 650 лет. Земля Боровская щедро украшена церквями. При населении в 11 тысяч человек в Боровске более 30 действующих православных храмов.

Насельник Свято-Пафнутьева монастыря провел для нашей многочисленной группы экскурсию по храмам обители, рассказал о святынях и жизни монастыря. Наши паломники поднялись на оборонительные стены монастыря, откуда открылся красивый вид на обитель. Помолились мы в соборе Рождества Богородицы перед частицей мощей основателя монастыря – преподобного Пафнутия, испросили заступничества у Пресвятой Богородицы перед Ее чудотворным образом «Иверская».

Посетили паломники и монастырский музей, где собраны утварь и иконы, которые нашли при земляных работах, а также те, что были переданы в дар монастырю. Увидели мы редкий образ Пресвятой Богородицы «Чаша терпения». В экспозиции музея находится множество старых гравюр и фотографий с видами монастыря в разные годы.

Побывали наши сестры и братья в монастырской трапезной, которая построена по образу Грановитой палаты Московского Кремля.

После окончания экскурсии у наших путешественников было время приложиться к святыням, помолиться о спасении близких, подать записки. Подкрепившись монастырскими пирожками, возблагодарив Господа за интересную экскурсию и возможность прикоснуться к истории Свято-Пафнутьева монастыря, мы отправились дальше. Наш путь к трапезной монастырского подворья на другом конце города лежал мимо деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, расположенного на Боровском городском кладбище. Именно тут, на высоком холме, располагался когда-то Покровский Высоцкий монастырь, где в далёком XV веке принял постриг юноша Парфений – будущий святой преподобный Пафнутий Боровский. Боровчане с благоговением рассказывают о том, как хранит под своим Покровом Пресвятая Богородица этот чудесный храм уже четыре века, оберегает его от врагов и напастей. В 1812 году наполеоновские захватчики пытались его поджечь, но благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы деревянный храм никак не загорался, французы так и не смогли разжечь огонь. В 1941 году прямо в храм попал фашистский снаряд, который чудесным образом не взорвался. Уберегла Богородица храм и от поругания безбожными большевиками, и от огня, и от разграбления. И по сей день является он утешением многих и доказательством силы и величия Божьего.

По-домашнему вкусный обед в трапезной монастырского подворья укрепил силы всех наших путешественников. Набрав воды из источника храма Покрова Пресвятой Богородицы, мы продолжили интересное паломничество.

Нескольких дней не хватит для путешествия по небольшому, но дивному городку Боровску и его достопримечательностям, но дни поздней осени становятся все короче и короче. Мы поспешили в обратный путь, ощущая мир в сердце и тепло, которое оставил в наших душах Боровск и его жемчужина – Свято-Пафнутьев монастырь, судьба которого так тесно переплетена с историей Государства Российского.

На этом наша паломническая поездка не закончилась. Посещение источника св.прп.Давида Серпуховского в селе Талеж Чеховского района Московской области не было запланировано, но многомилостивый Господь молитвами наших сестер подарил нам еще одно утешение. Уже вечером, когда стемнело, мы доехали до села Талеж. Источник преподобного Давида является подворьем Вознесенской Давидовой пустыни, мужского монастыря , находящегося в посёлке Новый Быт. На огороженной, охраняемой территории, находятся Святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни – мужская и женская, беседка. Источник находится в уютном и живописном месте. В столь позднее время, под покровом ночи, вряд ли кто из наших паломников ранее бывал здесь, что прибавило неизгладимых впечатлений не только нашим деткам. Набрав студеной воды из Святого источника, наполненные духовной радостью, благодарные Богу, наши паломники отправились в Москву. Уже в автобусе мы поблагодарили Господа за чудесное путешествие под покровом Пречистой Его Матери и при молитвенной поддержке преподобных Пафнутия Боровского и Давида Серпуховского.

Надеемся, что душеполезные впечатления и светлые неизгладимые воспоминания о паломничестве по святым местам города Боровска, теплом и уютом встречающего каждого гостя, долгое время еще будут укреплять нашу веру, давать силы на подвиг труда и молитвы во славу Божию, на пользу ближним и во спасение душ наших.

Слава Богу за всё!



История Свято-Пафнутьева монастыря и краткое житие св.прп.Пафнутия Боровского:

Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь основан в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским. Дед преподобного был татарским баскаком, принявшим православную христианскую веру с именем Мартина и оставшимся жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново. Родители его Иоанн и Фотиния были благочестивые и богобоязненные люди, воспитавшие сына, названного в крещении Парфением, в благоговении и страхе Божием. 18-летним юношей Парфений поступает в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией Матери, расположенный недалеко от города Боровска, где принимает от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий.

Свыше двадцати лет подвизался преподобный Пафнутий в Покровском монастыре, пройдя все послушания и угождая Богу трудами и молитвами. Наставником ему был Никита Серпуховской, ученик преподобного Сергия Радонежского, пришедший из Высоцкого Зачатьевского монастыря на покой в Боровск, в монастырь Покрова Божией Матери. Семь лет пробыл молодой инок на послушании у опытного старца.

Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Возведение его в игуменский сан совершил преосвященный Фотий, митрополит Киевский и всея Руси.

Управляя монастырем, преподобный Пафнутий много трудился, в послушаниях и молитве являя пример для братии. Около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к своему отшествию из этого мира, принял Великую схиму. Но Господу Богу было угодно другое: Пафнутий исцелился от болезни и удалился из монастыря с одним из своих учеников в поисках нового места для служения Богу. Он побывал в разных обителях, в том числе в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни, везде молясь об открытии ему Божьей воли. По молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери Господь указал Преподобному пустынное живописное место недалеко от его прежней обители, на противоположной стороне реки Протвы. Он поселился на этом месте с одним из учеников. Очень быстро вокруг подвижника собралась новая братия, началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря преподобного Пафнутия, который сам он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости, более тридцати лет, подвизался Пафнутий на этом месте, освящая его трудом и молитвой, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием.

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедмитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб.

События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двун адесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться.

Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.