ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

25 мая 2017

Тропарь Вознесению Господню

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, /
радость сотворивый учеником /
обетованием Святаго Духа, /
извещенным им бывшим благословением, /
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

«Как часто приходится слышать от верующих людей о том, что грустно расставаться с Пасхой. Многие говорят, что грустно потому, что Господь был с нами в эти пасхальные светлые дни, а теперь оставит нас. Да, конечно, отзвучали и окончились торжественные пасхальные дни. Но должно помнить, что одно из тех песнопений, которое в особенности часто повторялось в светлые пасхальные дни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу» и сейчас только что звучало, на этой всенощной, уже под другой праздник – праздник Вознесения Господня. Это песнопение показывает теснейшую связь между двумя торжествами: между торжеством Пасхи и торжеством Вознесения Господня.

Один и Тот же Господь Иисус Христос, Которого мы славили и в пасхальную ночь, во славе возносится теперь на небо, почему и наша радость духовная должна следовать за Ним туда, а вовсе не печалиться. Казалось бы, что мы могли бы скорбеть, как и апостолы. А мы в песнопениях, которые пелись во время всенощной, слышали, что Господь Своих учеников и Свою Божественную Матерь «радости бесчисленные исполнил в Вознесении Своем». Помните, что Вознесением Господним и восселением Его одесную Бога Отца, закончилось то непосредственно Ему принадлежавшее дело, которое Он совершил «нас ради человек и нашего ради спасения».

На заре истории человечества, человек возмечтал сравняться с Богом, но совсем с Ним не сравнялся и Богом не стал, а из чистого, невинного и святого стал непотребным грешником, «печаток гнева», как говорит Писание. Но Господь не оставил Свое творенье. Человек захотел быть Богом, но Им не сделался, но Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и явился на земле как Богочеловек. Он принял на Себя нашу человеческую природу настолько, что теперь уже на всю беспредельную вечность не будет иного Сына Божия, как Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил в Свое беспредельное Божественное Естество воспринять наше человеческое естество, нашу человеческую природу. Бог сошел с неба на землю, как Бог, а на небо вознесся, как Богочеловек, т.е. нашу человеческую природу не только искупил, очистил от греха и освятил, но посадил одесную Бога Отца. Теперь, превыше всего сотворенного, превыше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов восседает на Божественном Престоле Бог и в то же самое время Человек, во всем подобный нам.

Только премудрость Божия, бесконечная любовь Божия, благость Божия, премудрость и сила могли осуществить это претрудное дело. Поэтому помните, когда мы славим Господа Спасителя, вознесшегося и сидящего одесную Бога Отца, то мы славим в Нем и нашу человеческую природу. Но и этого мало, Он не только с нами. Мы в Апокалипсисе читаем, что Господь говорит: «Побеждающему дам сесть со Мной на Престоле Моем, как... Я победил и сел со Отцом Моим» (Откр. 3:21). Об этом и мечтать страшно, не то, что сказать, а это – слова Спасителя, Который никогда не говорил неправды, никогда не говорил никаких преувеличений – если Он так говорит, значит, это и будет именно так, как Он говорит – иначе и быть не может.

Поэтому, мы не только за Него радуемся, что Он воссел одесную Своего возлюбленного Отца, но радуемся тому, что и наша человеческая природа не только очищена и освящена, но и возвышена превыше небес. И поэтому, праздник Вознесения Господня должен быть не день печали, а радостью бессмертной духовного торжества. Аминь.»